Translate

четверг, 23 мая 2013 г.

Coffea: уход за кофейным деревом

Кофейное дерево аравийское - Coffea arabica 
Однажды мне попалась книга "300 растений для дома и офиса" с заметкой о кофейном дереве. У меня появилась голубая мечта - завести на подоконнике кофейную плантацию! Но ассортимент тогда был невелик. И, наконец, моя мечта осуществилась! Этот пост - об уходе за кофе.

Краткие энциклопедические сведения:

Кофе: семейство мареновые
Освещение: яркий рассеянный свет с избеганием попадания прямых солнечных лучей
Температура воздуха: растение очень теплолюбиво. Нельзя допускать понижение температуры ниже 16-18 градусов по Цельсию.
Влажность воздуха: высокая
Субстрат: дерновая, листовая земля, торф, перегной и песок. Все в пропорции 1:1:1:1:1.
Размножение: верхушечными (не одревесневшими) черенками с двумя листьями или семенами.
Время цветения: конец лета.
Цветки: белые, издают аромат, похожий на благоухание жасмина.
Плодоношение: первое наступает у 3-4 годичного растения при правильном соблюдении условий содержания.
Ягоды: в зрелом виде сине- или серо-зеленые
Урожай: до 0,5 кг ягод в домашних условиях.

А теперь - мои личные наблюдения при уходе за кофейным деревом.

Это дерево (или кустарничек), как правило, выращивают ради
Кофейное дерево очень декоративно.
плодоношения. При этом недооценено его декоративное значение. Кофе (у меня - кофе аравийский 
Coffea arabica) обладает исключительно красивыми крупными глянцевыми листьями. При этом в комнатных условиях оно достигает до полуметра высоты без учета вазона. А листья с возрастом у кофе становятся крупнее. Поэтому может выращиваться сугубо как декоративно-лиственное растение для украшения интерьера.

Но существует сложность в том, что это кофе происходит родом из тропиков. Как все тропические растения, оно обожает высокую влажность воздуха. При сухости его листья теряют красоту - желтеют и сохнут на кончиках, а затем и полностью. У меня это случается часто. Все сохлые места я удаляю - это рассадник для вредителей. И сразу же принимаю меры по повышению влажности. Опрыскиваю кофе я очень часто.


Зимой с влажностью воздуха большая проблема. Дело в том, что возле батареи растение буквально "тает на глазах". Однако оно нуждается в обилии солнечного света, иначе его рост затормаживается. Одно время я действовала по принципу "из двух зол выбираю меньшее" и держала кофе вдали от батареи и - увы! - от источника света: в глубине комнаты. Сохлость листьев прекращалась. Но и происходило замирание роста. В этом году эмпирическим путем я нашла для кофе место на подоконнике - непостижимым образом туда не шел поток сухого воздуха. Небольшой прирост листвы был и зимой. Поэтому советую экспериментировать и Вам.

Полив кофейного дерева, на мой взгляд, обычный. Это значит, что орошать его надо по мере подсыхания почвы, не допуская застоя влаги. Вода обязательно должна быть отстоянной.
Кофе арабика любит купаться в солнечных лучах

Ввиду стремительного роста кофе быстро вытягивает из почвы питательные вещества. Поэтому его - ОБЯЗАТЕЛЬНО - нужно удобрять. 2 раза в месяц в период активного развития весной, летом и в начале осени. Можно использовать универсальную подкормку. Поскольку выращивается кофе ради плодов, желательно выбрать органическое или органо-минеральное удобрение. 

По мере необходимости (когда корни полностью оплетут земляной ком) его надо пересаживать методом перевалки. Если облениться и махнуть рукой на удобрение и пересадку, произойдет дефицит питательных веществ. А это отразится на состоянии листвы. Частые проблемы с кофе - это побурение и пожелтение листьев, вызванное истощенностью почвы.

По моим наблюдениям, субстрат должен быть питательным, но не тяжелым, с обязательным добавлением торфа. Кофе обожает, когда его грунт разрыхляют. Не забывайте делать это. Для облегчения работы можно добавить в почву разрыхлители - агроперлит или вермикулит (последний, по моему мнению, придаст еще и декоративности грунту).

Температура. Уже в магазине меня предупредили: кофе обожает тепло. "30 градусов - идеальная температура для вегетации кофе", - сказала мне продавец. (Видимо, это модное растение завела в своем доме и она). И как в воду глядела! В моем случае кофе лучше всего растет, если температура не ниже 25 градусов по Цельсию. Летом я держу его на жарком балконе на расстоянии 0,5 - 0,8 метров от окна. И оно дает прирост 1-2 см в неделю.

Освещение. Здесь очень интересно. В природе кофе растет как бы в тени других тропических гигантов. Поэтому привыкло к притенению. Однако это не та тень, которая есть у нас в комнатах. Как я говорила, в глубине помещения кофе расти не будет. Разве что может продержаться недели 2-3, а затем у него и листья начнут терять красивый темно-зеленый цвет. Отсюда вывод: растение нужно держать на подоконнике! Но и прямых солнечных лучей оно не вынесет (поскольку, как я только что написала, в естественных условиях привыкло к притенению). Самые идеальные условия освещенности для кофейного дерева - восточные и западные подоконники. На южном - обязательно притенение, на северном - досветка.

На заметку. Если хотите, чтобы кофе зацвело, его нельзя переворачивать относительно источника света. Пусть его листья будут направлены всегда в одну сторону.

Формирование куста. В литературе я встречала советы, что для декоративности кофе нужно прищипывать. Однако эмпирическим путем я пришла к выводу: растение все равно не дает побеги в этом случае. Поэтому в прищипке нет необходимости. Но непостижимым для меня образом недавно мой кофе стал ветвиться сам по себе...

Уход за листьями. Я любуюсь глянцем кофейного дерева. И периодически, по мере необходимости, протираю листья влажной тряпочкой. Это нужно для облегчения дыхания растения.

Пересаживаю я кофейное дерево в красивые глиняные вазоны, а на дно обязательно укладываю дренаж из керамзита. В качестве повышения влажности использую глиняные увлажнители - декоративные керамические фигурки.

Вот, на сегодня, пока и все мои сведения об уходе за кофе. Скажу правду: пока оно у меня еще не зацвело. Но я с нетерпением жду этого события. И обязательно расскажу о нем в своем сообщении этого блога.

На заметку. Кофе считается растением не только красивым, но и полезным. Есть мнение, что кофейное дерево выделяет фитонциды, способствующие улучшению работы сердца. Поэтому его рекомендуют держать в спальне. Однако я встречала сведения о том, что листья кофе все-таки ядовиты. А плоды, как известно, съедобны. Если Вам повезет и Ваше кофейное дерево порадует цветами и плодами, перед употреблением в пищу созревшие зерна кофе рекомендуется подсушить. А вот высаживать в землю нужно свежие семена. Желательно не мешкать - иначе они потеряют всхожесть. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий