Translate

суббота, 17 января 2015 г.

Аннона (гуанабана, гравиола) из семян: растим сметанное яблоко

Росток гуанабаны
Все мы с детства знаем, как выглядит яблоко. Но оказывается, яблочки бывают кремовыми, заварными и даже сметанными. Так называют плоды экзотического дерева гуанабаны (она же аннона муриката, она же гравиола). И это растение можно выращивать в качестве комнатного - в квартире! Сегодня расскажу, как вырастить гуанабану из семян.


Мне подарили семена сразу двух аннон: сквамосы (Annona squamosa) и мурикаты (A. muricata). Первая - это сахарное яблоко. А имена второго растения (сметанное яблоко, заварное и кремовое) я уже перечислила. Его семена чуть побольше семян первого растения. Собственно говоря, у меня было оно одно - на фото я его отметила цифрой:

Семена Annona squamosa и Annona muricata

Дело было в конце лета, почти осенью - не самое подходящее время для проращивания семян. Но я решила не мешкать и заняться посадкой. Тем более, что погода выдалась жаркая, на подоконнике было как раз 25-30 градусов - идеальная температура для проращивания сих экзотических яблочек.

Итак, первым делом я скарифицировала семена (проще говоря, чуть надпилила их жесткую кожицу). Затем замочила в теплой воде часов на 10, добавив в воду сок алоэ в пропорции 1:1 - для стимуляции прорастания этих экзотов. Внимание! Не могу не сказать о том, что семена аннон хоть и слабо, но ядовитые (в отличие от их вкуснейших и полезных съедобных плодов). Поэтому действовать нужно осторожно.

После этого заглубила их в предварительно подготовленные кокосовые таблетки примерно на 1 см, поместила в самодельную тепличку (прозрачную коробку из-под печенья). И начались томительные недели ожидания...

Потому что процесс проращивания анноны из семян очень непростой. Жарило солнце и заходило солнце, было за окном сухо или лили дожди - мои фитоптенчики так и не хотели проклелываться. И этом при том, что в теплице было всегда влажно - я регулярно опрыскивала почву, по мере необходимости.

Наконец, спустя почти 6 недель, я заметила шевеление в одном из них. Это подало признаки жизни семя гуанабаны. Собственно говоря, из всей семянной троицы прорасла только она - аннона муриката. Сахарное яблоко так и не "тронулось с места".

При появлении ростка я вытащила кокосовую таблетку с ним из теплички и оставила в открытом состоянии. Но тут совершилась одна неприятность. Я, тот еще ботаник, захотела "помочь" ростку избавиться от его тяжелого "кокона" - но слабый тонкий стволик не выдержал прикосновений и обломался вместе с остатками семени. А с ним отвалились и зачатки листа. "Все! Пиши: пропало", - подумала я. Но все-таки оставила голый стволик на подоконнике, продолжая его поливать. Особых надежд на его выживание не было. И все-таки свершилось чудо! 

Месяц тому назад я обнаружила на стволике зачатки "чего-то зеленого". И теперь на бывшем голыше красуется маленькая веточка с тремя глянцевитыми листиками:

Annona muricata - росток

Итак, растение простило мне мои ошибки и промахи - и пошло в рост!


Подведем итоги.


Проращивание гравиолы из семян - дело хлопотное и  непростое. Семена гуанабаны "спят" долго. Хотя пишут, что в среднем они всходят в течение месяца, процесс может затянуться на более длительный период.

Зато в содержании гуанабана, как мне показалось, довольно неприхотлива. Уход за сметанным яблоком в домашних условиях, пожалуй, не так уж и сложен. Росток гравиолы мирится с относительной сухостью воздуха и любит регулярные поливы. Также отмечу, что у юной анноны муриката достаточно мощные корни - понадобится удлиненный вазон.

Я с достаточным скептицизмом отношусь к плодоношению этого экзота в квартире. (Хотя и считается, что сметанное яблоко, оно же сметаное дерево, дает плоды на 3-5 год). Но мне нравится наблюдать за этим необычным и очаровательным растением. Тем более, что если верить разным источникам, его листья обещают радовать приятным ароматом.





Если повезет - и сие очаровательное растение и дальше будет расти на моем подоконнике, я напишу свои наблюдения: какой уход нужен гуанабане (гравиоле, то есть анноне муриката) в квартире.

14 комментариев:

  1. спасибо,очень интересная история. Хочется узнать продолжение...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое! ))) Продолжение растет, правда очень медленно. Но уже высота более 10 см и сформировался стволик. Листья у него ароматные... ))))

      Удалить
  2. ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО...........ПИШИТЕ НОВОСТИ.......Я МЕЧТАЮ ПОСАДИТЬ ТОЖЕ....УЖЕ ПОШЛА САДИТЬ...НЕ ПОНЯТНО КАК ПОЛИВАТЬ...СПАСИБО...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Вам большое! Мое деревце высотой примерно 10 см, зато у негу хорошо сформировался стволик. Семена поливать не нужно. Следует посадить их по влажную почву – и накрыть пластиковым пакетом или стаканчиком (сделать тепличку). Но, конечно, если почва вдруг высохнет, следует полить. Хотя они должны прорасти раньше этого времени.

      Деревце я поливаю каждый день ))) Удачи Вам!

      Удалить
  3. Огромное спасибо,статья очень полезная. Надеюсь мои семена тоже проклюнутся и порадуют меня!С нетерпением буду ждать продолжения. Всех благ и удачи !

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Валентина, спасибо Вам за теплые слова и пожелания! Конечно прорастут ))) Пусть вырастут и радуют Вас ))))

      Удалить
    2. А что такое кокосовая таблетка? Без нее возможно проростание зерна? Хочу попробовать. У меня на окне почти всегда 30* . Спасибо за подробный рассказ.

      Удалить
    3. Ирина, здравствуйте! Спасибо за вопрос. Кокосовая таблетка – это так называемый спрессованный кокосовый грунт, продается в виде колец (таблеток). Ее особенность в том, что когда погружаешь ее в воду, она разбухает и становится кокосовым грунтом. (Есть еще и таблетки торфяные, действуют по том же принципу). Прорастание семян возможно, конечно же, и в обычной почве. Но благодаря рыхлости кокосового грунта этот процесс происходит намного легче )))
      Удачи Вам в цветоводстве!

      Удалить
    4. Ирина, я тоже из израиля. Поэтому вдруг мой опыт пригодится)Сажала в обычную земляную смесь из магазина с небольшим количеством керамзита на дне. Держала в пластиковом стаканчике с дырками на дне. Под пакетом, пару раз его за месяц всего открывала, чтобы обрызгать водой землю. На открытом балконе, где прямые солнечные лучи с обеда до вечера.
      В середине октября посадила. Спустя месяц, на днях, увидела 2 росточка. Сегодня вылез третий))

      Виктория, спасибо вам за статью.
      Расскажите, пожалуйста, как ваша аннона поживает сейчас? и на какой стадии вы заменили тепличку на открытый воздух? сразу или постепенно?
      Спасибо за ответ!

      Удалить
    5. Яна, здравствуйте! Спасибо Вам за то, что поделились своим опытом. Это очень важно и ценно. )))

      Моя аннона чувствует себя неплохо, но рост очень медленный. Думаю, до цветения ей еще далеко

      Из теплички убрала сразу, когда заметила росток. Но если у Вас в квартире слишком сухой воздух, возможно, понадобится приучать растение постепенно ))))

      Удалить
    6. P.S. Ой, да Вы ж южанка! У Вас же сейчас не включены радиаторы, откуда?!. Думаю, у Вас скоро будет целая роща. Я читала пост одного цветовода из Калиформнии – у него супер-анноны!

      Удалить
  4. живу в израиле аннону кушаем часто. посадила зернышко в прозрачный вазон к орхидее. уже такое деревце см. 15. по ссылке есть фото.
    https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1409244122452782&set=a.119234284787112.7713.100001016220184&type=3&theater

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! Спасибо Вам за то, что поделились )))

      Удалить
  5. Моим аннонам исполнилось три года. Читала, что в этом возрасте они могут зацвести, но пока никакого намека. Хотя они у меня великолепные, от полутора до двух метров (5 штук). В каком месяце они обычно цветут?

    ОтветитьУдалить