Translate

суббота, 1 декабря 2012 г.

Дома с камелией: уход за чайным кустом (Camellia sinensis)

Чайный куст - Камелия китайская (Camellia sinensis)
"Не покупайте чай с рук!" - говорят представители общества защиты прав потребителей. Но это не касается чайного куста. Именно в переходе, и именно с рук я случайно увидела редкое комнатное растение - Камелию китайскую (Camellia sinensis), более известную как чайный куст или чайное дерево. И теперь у меня на подоконнике растет настоящий чай.


...Мне просто повезло. В городской сутолоке, кутаясь в теплый воротник (о, эти сквозняки в метро!), чувствуя чужие локти и их толкания, я увидела его. Маленький отросточек с волнистыми листьями. И, чтобы никто не сомневался, надпись чуть ли не тетрадном листке: "чай". Самое настоящее чайное дерево, которое я давно искала. 

Чай на подоконнике (Камелия китайская): до чайной плантации еще далеко

Купить чай в Киеве очень непросто. Это растение - большая редкость у цветоводов. На сайте одной барышни я видела его за целые 160 грн. А здесь... почти даром. Продавец просил 25 грн за маленький росток, и 40 - за растение побольше. Поскольку лучше всего приживаются в квартире именно молодые растения, я выбрала малыша. Аккуратно завернула его в пакет, чтобы его не навредили сквозняки, и принесла домой. У меня на окне поселилась новенькая - камелия! Крошка хороша - у нее блестящие глянцевые листья, а в цвету будет еще красивее.

А сейчас расскажу об уходе за ней.


До чайной плантации мне пока далековато. Растение совсем крошечное. Но очень капризное. Чтобы оно прижилось в доме, ему нужны подходящие условия. Шаг вправо-шаг влево чреваты сохлостью листьев, а затем листья камелии начнут опадать. Оно Вам надо? Поэтому лучше сразу все делать по правилам. Итак,

Камелия китайская (Camellia sinensis) любит:

а) Комнатную температуру летом и прохладную (не выше 18 оС) зимой. У меня она стоит на застекленной лоджии. Для хорошего цветения нужно обеспечить ей на 1 месяц пребывание в холодах - при температуре в 5 оС. Этого можно добиться в теплице. А в квартире, по моему мнению, зимой достаточно держать растение на балконе или на лоджии. Летом лучше занести в комнату с максильным притоком свежего воздуха - хорошо проветривать помещение.

б) Высокую влажность воздуха. Именно поэтому держать камелию возле батерей нельзя. Листья моментально засохнут на кончиках. В экстренных условиях сухости опрыскивать растение следует ежедневно.

в) Полив. Ежедневный в условиях комнатных температур, чуть реже, если держите куст холоде.

в) Постоянство. Камелия не терпит сквозняки.

г) Грамотную пересадку. Это нельзя делать весной, в период активного роста, потому что он может затормозиться. Лучше дождаться лета. Также не следует заглублять прикорневую шейку, как и в случае с другим растением дальневосточного региона - мурайя метельчатая. Камелия, если сильно прикопать шейку, может даже загнить.

д) Правильное формирование. Камелия болезненно реагирует на обрезку. Лучше ее прищипывать. А еще лучше совершать поменьше попыток превратить ее в кустик. Заметьте: в цветочных магазинах, как правило, продается прямой стебель родственницы чайного дерева - камелии японской. 

При таких условиях эта капризная красавица будет давать обильную листву и даже зацветет. Разможается комнатный чай семенами или черенками. Поскольку реакция на обрезку может быть у растения неадекватной, предпочтительнее купить пакетик семян. Но это процесс для тех, кто умеет ждать. Всходят такие "зернышки" медленно. Есть еще одна особенность у проращивания камелии из семян. Первые ростки могут погибнуть, но на их месте появятся другие, более крепкие.

Что касается моей камелии, то держу я ее на лоджии и берегу от батарей. Пока она не растет, не тот сезон. Но буду наблюдать за ней и ждать цветения. Цветки у нее очень красивые, белые. А еще собираюсь освоить технологию сбора и приготовления чая - так, на всякий случай :)

4 комментария:

  1. Где ж вы такое в Киеве нашли?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! Купила давным-давно с рук... )))

      Удалить
  2. Добрый день! Виктория, я ищу давно камелию синенсис для своего лучшего друга, он у меня чайный мастер. Никак не могу найти, сайты пишут о ней , а я 3воню - нет в наличии. Можно попросить Вас поделиться деткой, если есть. Если это Вам откликается! Сделаю все что угодно ради этого)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! Спасибо за вопрос. К сожалению, деток камелии у меня нет. Да и если бы была, пересылкой растений я не занимаюсь в принципе. Извините, что не смогла Вам помочь в приобретении чайного куста.

      Удалить